Что останется от фотографии?

На этот раз мы отправимся на курс по Image Development. Задание звучит так: Создайте что угодно в каком угодно медиа, используйте все, кроме фотографии
– коллажи, видео, перфоманс, портрет, скульптуру, проекцию.. Как сказал Йохан, преподаватель из Швеции: “Сделайте так, как вы умеете. Не старайтесь из себя что-то выжать искусственно и не пытайтесь выглядеть слишком умными, просто делайте. Это задание очень легкое – и очень тяжелое одновременно. В вашем распоряжении – все!”

Мне нравится, что у нас преподаватели – не только фотографы. Например, ведущий курса – Йохан – художник и куратор (здесь даже часто говорят artist, а это значит, что форматы его работ не ограничиваются одним направлением).

Через неделю после задания мы собираемся снова, чтобы показать, что получилось. Наш преподаватель достаточно строг: вопросы сыпятся один за другим. Имея возможность сделать все что угодно, почему вы сделали именно это? Почему вы выбрали именно этот материал? Почему вы распечатали на формате А4 – потому что принтер имеет этот формат, но думали ли вы про другой формат? Как этот формат помогает выразить вашу идею? Почему выбрали этот шрифт – что он говорит о вашем произведени? Почему вы выбрали глянцевую бумагу, а не распечатали на газете, например? Такую работу в таком формате уже делали до вас – что именно вы привнесли, что вы создали нового? Что вы даете своим произведением людям – получают ли они что-то полезное?

Йохан говорит о том, что автор, получая выбор, берет на себя и ответственность – за все части создаваемого произведения. Некоторые ребята показывают красивые работы, но они не могут объяснить их смысл, и не могут ответить на вопросы.

Я немного волнуюсь. Предыдущие дни были настолько насыщенными, что я не успела подготовиться. Были некоторые идеи, но все они отвалились, были не достаточно интересными. Я решила сделать небольшую речь-перфоманс. Наверное, если бы не сжатые сроки, я бы не решилась выступить перед классом. Но делать нечего.

Я сама не раз я вдохновлялась историями людей, которые выступают на TED. Мне кажется, что именно в этом формате я смогу дать больше людям. Выхожу на импровизированную сцену перед классом, мой голос слегка дрожит. Мучительно сложно открыться перед всеми. Несмотря на то, что прошло уже пару недель, я еще не завела близких друзей, и однокурсники мне кажутся немного отстраненными. Ну что же, как говорила Марина Абрамович, художник должен обнажиться и открыться перед зрителем – и только тогда перфоманс состоится. Придется рискнуть.

Я решила не просто рассказать историю, но и проиграть ее, как на сцене. Мне очень страшно, и я говорю об этом. Потом проходят, точнее пролетают 5-7 минут моего выступления, которые я не очень помню, все немного как во сне. Ребята смотрят внимательными глазами. Мне страшно, что кто-то отвернется или уйдет, или засмеется – так страшно! Но вот я заканчиваю последний диалог. В зале воцаряется тишина. Вот – открылась перед незнакомыми людьми. Я не знаю, что делать, куда скрыться от глаз. Учитель задает один вопрос – про формат. Я говорю о том, что этот формат для меня самый страшный – и самый эффективный одновременно. Йохан отвечает, что

Внутри что-то изменилось, какая-то легкость. После занятия несколько ребят подходят и говорят, что их поразило мое выступление. Потом в течение дня еще подходят студенты, благодарят. Один парень даже говорит, что я могла бы играть на сцене, или делать свои перфомансы. Кажется, однокурсники даже смотрят на меня по-другому. До этого я очень ждала, что кто-то захочет передо мной открыться – но оказалось, что нужно было открыться самой.

Для меня это знаменательный день в каком-то плане. Я чувствую себя гораздо лучше. После занятий я не раз возвращаюсь к вопросу, а фотограф ли я вообще? Почему так важно давать себе определение или рамки? А что, если для выражения своих идей мне будут подходить другие форматы, зачем от них отказываться?

Интересно исследовать дальше. Что будет кроме фотографии. По крайней мере сейчас, для меня возможность делиться в этом блоге или выступать перед людьми – не менее важна, чем сами занятия фотографией.

  • Эх, еще бы видео этого урока с твоим выстпулением для полноты картины…
    *в 4 абзаце с конца оборвано предложение, исправь, плиз

  • Роман Ершов

    Да очень интересно, что же ответил Йохан