Учиться в 28: начать все с нуля?

Я тут пишу про обучение в Нидерландах, про фотографию и проекты, но очень важной темы для себя так и не коснулась. Каково это, учиться, когда тебе 28, а всем студентам вокруг 18; каково вписать себя в нескончаемый учебный график и подчинится правилам после “свободной”жизни; каково себе сказать, что ничего не знаешь и начать учиться; каково самоидентифицировать себя в новом обществе, когда нет привычных ситуаций и знакомых друзей?

Вообще, я, когда поступала, даже ни разу не задумывалась, как буду ощущать себя в новой стране, будут ли сложности. У меня уже большой опыт путешествий (если не ошибаюсь, 27 стран), год жизни в Азии… На собеседовании преподаватели академии спрашивали, готова ли я учиться с ребятами, которые меня на 8-10 лет младше, и я ответила, что мне все равно. Тем более, разве есть выбор? Просто мне это надо сейчас, и я чувствую, что мне сейчас учеба и развитие важнее, чем все остальное. И, кстати, именно эта важность дает возможность жить на расстоянии от друзей и близких. Я знаю, как больно приходится, если не используешь свой потенциал и не реализуешься – это просто несчастье.

Поэтому в каком-то плане для меня нормально, что я начинаю профессиональную учебу в 28, когда многие из окружения к этому времени уже построили семью и воспитывают 5-летних детей. Это не правильно, не хуже или лучше, просто по-другому. Мне приятно кого-то вдохновить на перемены, и в первую очередь стать примером для себя. Естественно, и своих тараканов в голове хватает, которые заставляют меня перечитывать биографии фотографов и в уме просчитывать, сколько им было лет, когда они поступили в университет). Несмотря на видимую решительность, у меня сколько смелости, столько и страхов. Но есть у кого поучиться. Видя примеры я вдохновляюсь: читаю, как известный фотограф сменил офисную деятельность после 30 и только начал учиться, как девушка решила стать актрисой в 33 и переехала на учебу в Нью-Йорк и начала все с нуля… (примеры можете продолжить). Я знаю, что за такими переменами стоит многое, особенно когда они касаются принятых “стандартов” поведения – а точнее, нарушения привычного хода событий.

При том, что как мне кажется, в Европе вполне нормально начать учиться в любом возрасте, на в нашей академии на отделении фотографии (на бакалавриате) среди 45 человек только двоим, как и мне, оказалось 28. Почему-то в другие направления, как архитектура или art&science, люди приходят в более взрослом возрасте, но на фотографии всем 18-20 лет.

В какой-то момент я обнаружила, что постоянно фокусируюсь на различиях “я и они”.У большинства мои одногруппников академия – это первый университет, естественно, им хочется отрыва, тусовок и вечеринок, а меня уже туда не очень тянет. Им не надо работать, большинство студентов обеспечивают родители (хотя некоторые работают в кафе или клубах, и здесь простой труд очень уважается). Многие концентрируются на учебе, а у меня порой мозг взрывается от попыток не просто учиться, а еще и успевать вести блог, и подрабатывать, и перекладывать учебу на собственный фотографический опыт. Кроме того, европейцы просто не понимают, с какими бюрократическими сложностями встречаются студенты не из европейского союза.

Первые недели адаптация к новому месту проходила достаточно тяжело, было слишком много нового и “чужого”. Мне казалось, что одногруппники не хотят со мной общаться, а может я сама избегала общения или сближения. Хоть и я считала себя абсолютным экстравертом, оказалось, что мне проще быть одной. Я абсолютно не возражаю, например, пообедать одна, и пойти куда-нибудь одна – мне так даже нравится. Все немного изменилось после моего перфоманса (о нем я рассказывала в статье). Все же я решила, что попробую быть мягче и дружелюбнее, и сама делать первые шаги – например, спросить как дела, или подсесть вовремя обеда.Спустя время я с удивлением заметила, что мне не нужно даже пытаться быть более приветливой – люди сами стали подсаживаться за обедом и останавливаться для разговора. Я с удивлением заметила, что на самом деле мои одногруппники испытывают такой же стресс от переезда и трудной учебы, просто не все делятся этим. Многие кажутся очень уверенными и невозмутимыми (думаю, со стороны я кажусь тоже очень самоуверенной).

Как ни странно, многое в моем отношении изменилось после вечеринки с одногруппниками. Я наконец решила, что пора познакомиться поближе и посмотреть на всех не в учебной, а в более расслабленной атмосфере. Вместо обещанной home-party ребята организовали клубную вечеринку, а вместо одной нашей группы собралось пол-университета. Весь вечер я танцевала и не могла оторваться взглядом от танцующих, от этой живости и энергетики, от романтизма и духа свободы. Пожалуй, мне есть чему поучиться у своих одногруппников – хотя бы этой же легкости. Ехала обратно домой, ветер раздувал волосы, и снова чувствовала это любимое ощущение, что “возможно все”.

Если сравнивать разницу в обучении в 28 и 18 (мое первое образование я получала в питерском политехе), я думаю, сейчас для меня учиться намного интереснее и эффективнее. Уже понятно, для чего я это делаю, понятно, что хочу от образования. Поначалу не успевала выполнять все задания и мало спала, и это было очень стрессово. Сейчас учусь перераспределить время и относиться к учебе легче, если что-то не получается. По-прежнему где-то в глубине сидит синдром отличницы, которой хочется делать все “на отлично”, но я с ним стараюсь работать – напоминать себе, для чего. И я до сих пор не понимаю, как ребята после школы осваивают такие предметы как исследование и дискурс – кажется, я только пришла к такому возрасту, когда готова работать с такими философскими понятиями и вопросами…

Есть мысли, вопросы, желание поделиться? Пишите!
Ваша Таша :)

  • Алёна Гётце

    Таша, прочитала все статьи на одном дыхании! Так интересно и искренне пишешь) Я очень впечатлена и вдохновлена:) Спасибо тебе за твои труды!!!!