Типология и профайлинг:  разрушение мифа об уникальности

В аудиторию заходит преподаватель курса по постановочной фотографии и работе с людьми, мужчина в клетчатой рубашке, укороченных джинсах и темно-синем халате. Вначале кажется, что это рабочая форма, но вскоре я замечаю тонко продуманные детали гардероба, а халат оказывается вовсе не рабочим, а бархатным. Знакомьтесь, наш преподаватель – голландский фэшн фотограф Ари Верслайс (Ari Versluis).

Вся аудитория быстро проникается харизмой преподавателя. Почти в течение часа мы рассматриваем его проект Exactitudes, который Ари снимает с 1994 года. Нескончаемый поток практически идентичных персонажей и социальных групп. Одинаковая одежда, аксессуары, позы, манеры держаться…Самое удивительное, что все позы персонажей не постановочные.
EXACTITUDES
Ари листает бесконечные страницы своего проекта. Вот серия молодых девушек из обеспеченных французских семей, которые выросли в богатых районах Парижа и никогда не бывали в других частях города… А вот – посетители голландских музеев, с одинаковыми как на подбор пиджаками. Следующая типичная группа – молодые загорелые спортивные мамы, которым 40-45 лет (вкладывают кучу денег в свою внешность, чтобы не отставать от своих 20-летних дочерей). Голландцы, которые хотят выглядеть как англичане, и англичане, имитирующие французский стиль.. Среди подборки даже посетительницы Топшопа в Питере, которые не выпускают айфоны из рук (и тут мы обсуждаем девайс как «продолжение руки», как новый вид конечности).EXACTITUDES

Ари подходит к своим объектам как сторонний наблюдатель, и меня восхищает масштабность видения его проекта – и пугает одновременно. Пожалуй, это один из самых впечатляющих проектов, что я видела за последнее время. Рассматривая эти социальные «пузыри», невозможно не задуматься об уникальности…и о том, к какому же «пузырю»  себя отнести?

Преподаватель с поразительной точностью может составить профайл любого из учеников. Он указывает на одного из студентов, и мы всей группой пытаемся угадать, сколько стоит его одежда, какую музыку он слушает, кем работают его родители и каких политических взглядов придерживается. «Когда у вас появился фейсбук, сколько вам было лет?» – спрашивает Ари у студентов. Такое ощущение, что он точными как иглами вопросами выуживает признаки поколений. После обсуждений мы смотрим видео: недавно в Париже состоялся показ мод, вдохновленный проектом Ари.

Я впервые узнаю про термин Кулхантинг (Coolhunting), который, как оказалось, появился еще в начале 90-х. Кулхантинг – это по сути наблюдение за трендами и предсказание будущих веяний. И в этом направлении большую роль играет фотографии и видео. Интересно, как простейшая уличная видеосъемка, сделанная в начале 80-х в Амстердаме, может служить пособием по исследованию субкультур и социальных групп.(Ed van der Elsken – My Amsterdam, part 2).

Вопросы, про которые часто говорит Ари – это переходы и смещения – между поколениями, между мужчиной и женщиной, между культурами. По-английски этот термин означает transition, но по-русски мне так и не удалось его нормально перевести. Для нас важно то, что фотография позволяет отследить эти изменения и смещения.

Мы получаем домашнее задание на тему «уличный стиль» – нужно выбрать отдельную категорию людей, свой «пузырь» для исследования, провести съемки и принести 10-15 портретов. Нежелательно выбирать «удобную» аудиторию, которую будет слишком легко фотографировать. На задание – всего неделя, и конечно, нужно сделать гораздо больше портретов. Ну что, присоединитесь?

Дополнительные материалы по теме:

Ari Versluis & Ellie Uyttenbroek – Exactitudes
Bill Cunningham – Bill Cunningham New York
Bruce Davidson- East 100Th Street
Streetwise – Mary Ellen Mark
Scott Schuman – The satorialist
Jamal Shabazz – Back in the days
August Sander – People of the 20th century
Richard Alvedon – The American West

Ваша Таша :)